Заказать обратный звонок
Телефон *
Имя
Удобное время для звонка
Многоканальный телефон: (4872) 76-40-21, 8-915-686-69-67, 8-952-189-64-99
300034, г. Тула, ул. Революции д. 39
e-mail: tulcot@yandex.ru


Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда"

Целью разработки постановления Правительства Российской Федерации является обеспечение систематизированного учета организаций, проводящих специальную оценку условий труда, для формирования современного рынка услуг, оказываемых в области охраны труда

Краткое описание проблемы, на решение которой направлено предполагаемое регулирование:

С принятием федерального закона "О специальной оценке условий труда" необходимо с учетом правоприменительной практики сформировать современный рынок услуг, оказываемых в области охраны труда. В этой связи, согласно статье 19 данного федерального закона организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны удовлетворять установленным данной статьей требованиям и включаться в реестр, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Принятие указанного постановления Правительства Российской Федерации обеспечит создание реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, что станет этапом формирования современного рынка услуг, оказываемых в области охраны труда.
 
Круг лиц, на которых будет распространено его действие:
Организации, проводящие специальную оценку условий труда, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Общая характеристика соответствующих общественных отношений:
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ внесены изменения в статью 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социальногострахования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и, начиная с 2013 года, установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий,должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. Указанный тариф постепенно повышается и будет составлять, начиная с 2015 года, 9 и 6 процентов от сумм выплат и иных начислений в пользу работников по Спискам № 1 и № 2 соответственно. Предусматривается, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом, которым является разработанный законопроект "О специальной оценке условий труда". При этом наименование процедуры в виде специальной оценки условий труда не позволяет применить к ней нормы, регулирующие проведение существующей процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда, в связи с чем возникает задача совершенствования правового регулирования вопросов предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В настоящее время законодательством Российской Федерации фактически предусмотрены три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, а именно: - аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда и иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций; - специальная оценка условий труда, которая согласно статье 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ должна осуществляться на основании отдельного федерального закона в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам; - государственная экспертиза условий труда, осуществляемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации в целях оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Очевидно, что указанные процедуры, по сути, должны быть объединены и унифицированы с тем, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования использовались как в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником своей трудовой деятельности. При этом указанная объединенная процедура должна представлять собой универсальный инструмент перехода от формального «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое воздействие на организм работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Такой подход позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, и, с другой стороны, экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, в том числе в целях оптимизации своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации). Таким образом, основной целью принятия разрабатываемого в рамках реализации отдельных положений Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 декабря 2012 г. № Пр-3499 федерального закона «О специальной оценке условий труда» является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и механизма предоставления предусмотренных законодательством об охране труда гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда. В развитие положений указанного федерального закона необходимо с учетом правоприменительной практики сформировать современный рынок услуг, оказываемых в области охраны труда. В этой связи, согласно статье 19 федерального закона «О специальной оценке условий труда» организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны удовлетворять установленным данной статьей требованиям и включаться в реестр, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта:
С принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда» обеспечивается унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и механизма предоставления предусмотренных законодательством об охране труда гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда. Согласно согласно статье 19 федерального закона «О специальной оценке условий труда» организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны удовлетворять установленным данной статьей требованиям и включаться в реестр, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Принятие указанного постановления Правительства Российской Федерации обеспечит создание реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, что станет этапом формирования современного рынка услуг, оказываемых в области охраны труда.