Заказать обратный звонок
Телефон *
Имя
Удобное время для звонка
Многоканальный телефон: (4872) 76-40-21, 8-915-686-69-67, 8-952-189-64-99
300034, г. Тула, ул. Революции д. 39
e-mail: tulcot@yandex.ru


Информация об оценке условий труда

В соответствии с ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ с января 2014 появилось новое понятие - специальная оценка условий труда (СОУТ), которая представляет собой единый и последовательно выполняемый комплекс процедур, направленных на выявление и оценивание в соответствии с классами опасности уровня воздействия на работника вредных и/или опасных факторов производства, это например шумы, недостаточная освещённость рабочего места, химические соединения, вибрация и так далее. На разных производствах  количество вредных/опасных факторов разнится.

Процедура специальной оценки рабочих мест вводится в действие, начиная с 1 января 2014 года, и призвана урегулировать систему предоставления работодателем и государством льгот и гарантий работникам, занятых на рабочих местах с вредными факторами труда, а также повысить ответственность работодателя.

Работодатель, обязан максимально обезопасить рабочее место своих сотрудников, если же он не сделает этого, то обязан выплачивать страховой взнос в ПФР по дополнительному тарифу, а также предоставлять компенсации работникам.

С 1 января 2014 г. плательщики взносов определяют тарифы дополнительных страховых взносов в отношении физических лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, следующим образом:

2014 г.

Страхователь провёл специальную оценку условий труда или до 1 января 2014 г. аттестацию рабочих мест

У страхователя нет результатов специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8%

6%

Вредный

3.4

7%

3.3

6%

3.2

4%

3.1

2%

Допустимый

2

0%

Оптимальный

1

0%

Как это видно из приведённой выше таблицы, чем лучше условия труда, тем ниже дополнительный тариф на страховые взносы, а если условия труда допустимые или оптимальные, то начислений по доп. тарифу не производятся.

По задумке законодателей вводимые новшества должны пресечь бездействие работодателя в отношении улучшения безопасности рабочих мест, так же этому будет способствовать система штрафных санкций за нарушение ТК РФ. К нарушению законодательства о труде относят:

  • нарушение охраны труда работников и недобросовестная организация рабочих мест;
  • необеспечение работника средствами индивидуальной защиты, необходимых для выполнения его трудовых обязанностей;
  • не проведение специальной оценки рабочих мест или проведение её с нарушением процедуры,
  • отсутствие медицинских осмотров.

Если ошибка работодателя была выявлена в первый раз не привела к несчастному случаю на производстве, то инспектор по труду может вынести предупреждение или наложить административный штраф. Если же это повторный случай, или были непоправимые последствия, то штрафные санкции в среднем возрастут в 2,5 раза по отношении к прошлым годам.

За нарушение порядка процедуры проведения специальной оценки условий труда по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях на должностных лиц накладывается штраф в размере от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.  На юридических лиц в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или приостановлению деятельности на срок до 90 суток, на усмотрение инспектора по охране труда, выявившего нарушение.

С 1 января 2015 г. размеры штрафов для юридических лиц увеличатся до 60 тыс. руб.

Штрафы штрафами, но не следует забывать, что специальная оценка рабочих мест призвана указать работодателю на недостатки в организации рабочих мест, которые могут повлечь за собой несчастные случаи на производстве, а это уже совсем другая ответственность.

Нарушение требований по охране труда, повлёкшее за собой причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью, в зависимости от тяжести последствий  наказывается:

  • штрафом в размере до 400 тысяч рублей,
  • обязательными работами на срок от 180 до 240 часов,
  • исправительными работами на срок до двух лет,
  • принудительными работами на срок до одного года,
  • лишением права занимать определённые должности на срок до одного года,
  • лишением свободы на срок до одного года.

Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть человека, то предусмотрено следующее наказание:

  • принудительные работы на срок до 4 лет,
  • лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерти двух или более лиц, то предусмотрено наказание:

  • принудительные работ на срок до 5 лет,
  • лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определённые должности на срок до 3 лет или без такового.

Специальная оценка условий труда пришла на смену аттестации рабочих мест (АРМ), которая представляла собой процедуру оценки условий труда на рабочих местах с последующей их рационализацией. Поэтому в новой процедуре отчётливо видны традиционной формы аттестации рабочих мест. То есть, те же цели, те же задачи, но процедура стала более структурированной и содержательной.

В чём отличая и преимущества СОУТ

В новой процедуре более пристальное внимание будет уделено отраслям с вредными и опасными факторами, то есть предприятия, на которых работники трудятся по Списку 1 и 2 (пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ). Однако, как показали результаты аттестации рабочих мест, количество рабочих мест с неблагоприятными факторами уже давно вышло за эти пределы, и составляет порядка 32% работающего населения. Введение новой процедуры, по мнению Министерства Труда, сделает картину более объективной. А экономическое стимулирование работодателей должно подстегнуть их к проведению мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.

С введением специальной оценки условий труда снизится нагрузка на бизнес, а освобождённые средства можно будет использовать на улучшение условий труда. Если, по решению комиссии по спецоценке  место не нуждается в проверке каждые 5 лет, то делать этого (как это было при аттестации рабочих мест) и не нужно.  Однако, под первоначальную проверку попадают все рабочие места.

Экспертная оценка рабочих мест

Специальная оценка условий труда проводится совместно организацией-работодателем и специальной аккредитованной организацией. Организовывается комиссия по спецоценке условий труда, состав которой остался тем же, что и при аттестации рабочих мест, то есть  представители работодателя, специалист по охране труда со стороны работодателя, представители профсоюзной организации, эксперты и сотрудники аккредитованной организации, работник имеет право присутствовать при проведении специальной оценки своего рабочего места. Комиссия решит, есть ли необходимость делать инструментальные замеры на рабочих местах и в случае отсутствия такой необходимости, подготовит декларацию для Министерства труда с заключением оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах. Исключение составляют рабочие места, которые состоят в списке на досрочные пенсии по старости, а так же на различные гарантии и компенсации. На этих рабочих местах, минуя этап идентификации, всегда должны проводиться исследования и измерения вредных/опасных факторов условий труда.

Если в течение 5 лет, на рабочем месте, признанном экспертами безопасным, не произошло ни одного инцидента (несчастный случай, профессиональное заболевание), то происходит автоматическая пролонгация результатов СОУТ на следующие 5 лет.

Рабочие места с выявленными вредными факторами соответственно оцениваются повторно через 5 лет, если же работодатель провёл улучшения, то он может провести специальную оценку условий труда досрочно.

Так же в ряде случаев может потребоваться внеплановая специальная оценка условий труда:

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора;
  • изменение технологического процесса, способное повлиять на уровень воздействия вредных/опасных факторов на работника;
  • замена производственного оборудования, способного оказать влияние на уровень воздействия вредных/опасных факторов на работника;
  • изменение состава применяемых материалов/сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных/опасных факторов на работника;
  • изменение используемых средств индивидуальной и/или коллективной защиты;
  • несчастный случай на производстве, произошедший по вине работодателя;
  • выявление профессионального заболевания;
  • наличие мотивированных предложений профсоюзных организаций.

Аккредитованная организация по проведению специальной оценки условий труда

Это не новый участник, а та же самая организация, которая проводила аттестацию рабочих мест, и носила название - аттестующая организация. В соответствии с законодательством, организация, проводящая специальную оценку рабочих мест, должна являться юридическим лицом, и иметь аккредитацию на выполнение этих работ.  Кроме того, аккредитованная организация должна провести обязательное страхование ответственности, чтобы иметь возможность возместить убытки, причинённые организации, вследствие недобросовестного выполнения своих обязанностей.

 Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования  и измерения вредных/опасных факторов среды и трудового процесса самостоятельно и в своей лаборатории только в том случае, когда на эти измерения у неё есть соответствующая аккредитация. В противном случае привлекаются специалисты сторонних лабораторий, имеющие соответствующие аккредитации органа Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • в уставных документах организации, обязательно  в качестве основного или одного из видов деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;
  • наличие не менее пяти сертифицированных экспертов, имеющих право на выполнение работ по специальной оценке труда и работающих в этой организации по трудовому договору;
  • наличие хотя бы одного эксперта, имеющего высшее медицинское образование по специальности:

- врач по общей гигиене

- врач по гигиене труда

- врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории или испытательного центра, прошедшего аккредитацию органом РФ по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ. Областью аккредитации, должно быть проведение исследований и/или испытаний и измерений вредных и/или опасных факторов трудового процесса и производственной среды, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

Все организации ранее занимающиеся аттестацией рабочих мест, и планирующие продолжить свою деятельность по этому направлению, но в рамках специальной оценки рабочих мест должны пройти аккредитацию в срок не позднее 1 января 2019 года.

Почему была признана нерезультативной процедура аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест берет своё начало со времён Советского Союза, и многие её понятия и приёмы несколько устарели и не отвечают сегодняшним реалиям.  Но, однако, нельзя говорить, что она была нерезультативна – скорее неупорядоченная. А, поскольку все такие процедуры проводились в строгом соответствии с Законодательством, то неупорядоченным было именно оно.  Именно поэтому происходили нестыковки в системе предоставления компенсаций и льгот. Кроме того, аттестация была более трудо- и материально затратная для организаций-работодателей, часто её проводили на тех местах, где в этом не было необходимости.

С введением в действие Закона о специальной оценке труда, процедура станет более упорядоченной, и снизится нагрузка на бизнес.

Хочется сказать несколько слов в защиту аттестации рабочих мест, которая не несла в себе ничего отрицательного. Аттестация рабочих мест не была призвана улучшать условия труда работников, а всего лишь указывать работодателю на негативные факторы производственной среды.  То есть, именно работодатель должен быть главным инициатором в организации приемлемых условий труда. А получалось, что аттестацию проводят, результаты оформляют, и даже принимают к сведению, а улучшений в организации рабочих мест сотрудников нет. С введением в действие экономического стимулирования  такое положение дел должно измениться.